Юридическое бюро ЮРМАКСИМУМ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 23 января 2018 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,

при секретаре Брылуновой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к ТОИОГВ Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении специализированного жилья,

установил:

истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, в обоснование указал, что с момента рождения и до достижения восемнадцати лет воспитывался в различных образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Своего жилья в собственности или в пользовании у нее (Е.) нет. Она (Е.) не смогла своевременно воспользоваться льготой по уважительной причине, поскольку является инвалидом второй группы по психическому заболеванию, право на реализацию жилищных прав органы опеки и попечительства ей не разъяснили.

В судебном заседании истец и его представитель Швецова И.В. настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика ТОИОГВ УСП МСП Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга К. в судебном заседании иск не признала, пояснила что статус ребенка, оставшегося без родительского попечения истцом не доказан.

Остальные участники процесса, будучи надлежаще извещенными, в том числе публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу при данной явке.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.

По делу установлено, что Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., родилась в <адрес>, согласно актовой записи и свидетельству о рождении, ее родителями являются Е.Г.Ф. и Е.Ю.П., запись об отце внесена со слов матери.

По сообщению Нижнетуринского городского суда Свердловской области, в период с 1980 по 1990 годы решений о лишении Е.Г.Ф. и Е.Ю.П. родительских прав в отношении дочери Е. в архивах суда не имеется.

В то же время, согласно протоколу медико – педагогической комиссии, Е. родилась в социально неблагополучной семье, с ДД.ММ.ГГГГ года живет в детской больнице, родители страдают алкоголизмом, мать от ребенка отказалась.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Е. находилась в Нижнетуринском детском доме – интернате для умственно – отсталых детей. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Е. зарегистрирована и проживает в ГАУ «__________пансионат» по адресу: <адрес>, что подтверждается справками из вышеуказанных организаций.

Из представленных в дело доказательств установлено, что Е. с момента рождения и до достижения восемнадцати лет воспитывалась в государственных учреждениях, находилась на полном обеспечении государства. Мать истца от Е. отказалась, отец истца записан в свидетельстве о рождении исключительно со слов матери. Из пояснений Е. установлено, что своих родителей она никогда не видела, с ними не знакома, общение не поддерживает, их действительное место жительства не знает.

Суд приходит к выводу, что истец Е. приобрела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, а потому на нее распространяются льготы и социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Абзацем 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотрено, что лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Указанные дополнительные гарантии на обеспечение жилой площадью распространяются исключительно на лиц, не достигших 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных гарантий в связи с отсутствием одного из условий. В то же время, отсутствие лица на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без родительской опеки, не может являться безусловным препятствием к реализации права на жилищное обеспечение, возникшее до достижения указанного в законе предельного возраста.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, даны следующие разъяснения. Судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а случае признания таких причин уважительными удовлетворять требования истца об обеспечении жильем. В числе уважительных причин пропуска постановки на учет Верховный Суд РФ называет состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.

Полных 23 года Е. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ. До и после достижения указанного возраста истица за предоставлением гарантий для детей – сирот в виде обеспечения жильем в управление социальной политики по месту жительства не обратилась.

Из представленных медицинских документов установлено, что истец Е. является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена ей бессрочно.

Согласно справке заведующего медицинским отделением _____ пансионата для престарелых и инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, Е. имеет заболевание: <данные изъяты> При медицинском освидетельствовании на присвоение инвалидности в ДД.ММ.ГГГГ году Е. установлен диагноз <данные изъяты>

Наличие у истца <данные изъяты> болезни с детства и после достижения восемнадцати лет является объективным препятствием к реализации жилищных льгот, суд находит причину не обращения истца по вопросу постановки на учет для целей предоставления специализированного жилья в установленный законом срок уважительной.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Е. собственником каких-либо жилых помещений в г. Екатеринбурге и в Свердловской области не значится.

Таким образом, истец нуждается в улучшении жилищных условий и в обеспечении специализированным жильем.

Е. зарегистрирована по месту жительства в ГАСУСОН «_____ пансионат для престарелых и инвалидов» в Чкаловском районе г. Екатеринбурга по адресу: <адрес>, там же проживает постоянно. Сведений о наличии у истца иного постоянного места жительства и реализации жилищных льгот по другим адресам проживания в материалах дела не имеется. Таким образом, Чкаловский административный район г. Екатеринбурга является постоянным местом жительства Е.

При таких обстоятельствах, требование истца о постановке его на жилищный учет в управлении социальной политики по месту его преимущественного проживания в Чкаловском административном районе г. Екатеринбурга заявлено в суд правомерно.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется управлениями социальной политики. Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется Министерством социальной политики Свердловской области, которое ежегодно, в срок до 05 июля года, предшествующего планируемому, предоставляет в Фонд предварительный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Уточненный список детей-сирот направляется Министерством социальной политики Свердловской области в Фонд в срок до 05 октября года, предшествующего планируемому.

Наличие у истца права на обеспечение специализированным жильем и уважительность причин пропуска срока для реализации данного права подтвердились в ходе судебного разбирательства, без постановки на жилищный учет реализация данного права невозможна. Правовых препятствий для обеспечения истца отдельным жильем не имеется, поскольку по данным зам.директора _______ пансионата от ДД.ММ.ГГГГ, Е. способна к самообслуживанию, работает, может вести самостоятельный образ жизни.

Доводы ответчика об отсутствии нарушений прав истца ввиду не обращения последнего к ответчику по спорному вопросу не могут влечь отказ в судебной защите, поскольку установленный законом срок для реализации льготы истек в ДД.ММ.ГГГГ году, разрешить вопрос об уважительности причин пропуска истцом срока во внесудебном порядке ответчик некомпетентен.

Суд находит исковые требования Е. о возложении на ТОИОГВ УСП МСП Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга обязанности поставить истца на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения подлежащими удовлетворению.

Суд возлагает на ТОИОГВ УСП МСП Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга обязанность поставить Е. на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения жилищного фонда Свердловской области в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решение суда состоялось в пользу истца, однако в силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти освобождены от уплаты государственной пошлины независимо от их процессуального статуса по делу. Оснований для взыскания с ответчика понесенных истцом расходов по оплате государственной пошлины не имеется (статья 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Е.  к ТОИОГВ Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в предоставлении специализированного жилья, - удовлетворить.

Возложить на ТОИОГВ Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга обязанность поставить Е. на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения жилищного фонда Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.

Председательствующий Ю.В. Тарасюк